
Главный тренер женской сборной команды Казахстана по спортивной гимнастике, заслуженный тренер республики Галина Долгополова дала интервью интернет-изданию «Пенза-Спорт», в котором рассказала о специфике азиатской спортивной гимнастики, о тонкостях работы наставника, а также о том, почему считает, что в Пензе лучшая в мире тренировочная база для гимнастов.
— Галина Федоровна, Вы со своей командой приезжаете в Пензу уже не в первый раз. Расскажите, пожалуйста, о сборах, которые Вы проводите во дворце спорта «Буртасы». Какова их основная цель?
— Мы приехали сюда 8 июня и будем здесь до 22 числа.
В этом году мы в феврале уже были в Пензе. Тогда на сборы мы привезли 80 человек. Сейчас у нас тоже немаленький состав. Семь девочек и два тренера, а также мальчиков где-то чуть больше 30-ти.
В июле у нас будет чемпионат Азии в Хиросиме, в октябре — чемпионат мира. Чемпионат Азии — это основные соревнования нашего региона. Кроме того, старшие мальчики готовятся к Универсиаде в Корее.
— Почему для сборов команда Казахстана в очередной раз выбрала именно Пензу? Все ли Вас устраивает во дворце спорта «Буртасы»? Каковы главные достоинства комплекса, на Ваш взгляд, и есть ли что-то, что хотелось бы улучшить?
— Потому что здесь практически одна из лучших баз в мире, я бы сказала. Я совершенно не вру, это абсолютно точно. По масштабу, по оборудованию, по количеству свободного места, по числу снарядов и их состоянию. Самые лучшие снаряды здесь. И самое удобное, что тут же и место проживания, место питания и медико-восстановительный центр. Поэтому мы стараемся к основным соревнованиям приезжать сюда и готовиться здесь.
Огромное спасибо хочется сказать Валерию Старкину [президент федерации гимнастики Пензенской области] за его отношение к гимнастике. Он понимает, что спортсмены должны общаться. И он всегда предоставляет нам максимум возможностей, чтобы мы приехали. Например, чтобы в феврале принять 80 человек, нужно очень хотеть это сделать.
— Галина Федоровна, известно, что спортсмены — люди очень дисциплинированные и занятые. Расскажите, пожалуйста, о Вашем распорядке дня здесь, на сборах. Остается ли у Вас и спортсменов свободное время, и как Вы его проводите? Посещаете ли достопримечательности Пензы?
— Спорт — это вообще одна из самых организованных жизненных категорий. Но гимнастика самая организованная и самая дисциплинированная, потому что в другом варианте у нас невозможна работа. Когда работа конкретная, к примеру, бревно в 10 см в ширину, то внимание, собранность, дисциплина здесь просто необходимы. Гимнаст делает не просто элемент, он в итоге готовит комбинацию, упражнение полностью. Упражнения бывают разные, и он должен сконцентрировать внимание на каждом движении от и до. То есть вот этот вот самоконтроль, вот эта самодисциплина и влияют на весь вид спорта.
Немножко у нас не получилось, мы вписались в соревнования [с 9 по 16 июня во дворце спорта «Буртасы» проходят финальные соревнования VII летней спартакиады учащихся России по спортивной гимнастике]. Это сложно и для хозяев, и для нас. Но к их чести, они очень порядочно все организовали. Они не делают нам никаких ограничений, то есть вот даже идут соревнования — сделали шторку и все. Потом есть какой-то перерыв в соревнованиях, и в это время мы можем выйти на основные снаряды.
На День города, который отмечается в Пензе одновременно с Днем России — 12 июня, сделаем выходной вместо воскресенья. Утром проведем разминку, зарядку и пойдем гулять.
— От тренеров и спортсменов очень часто можно услышать о различиях в методах работы в Азии и в Европе. Вы можете это подтвердить? В чем эти отличия заключаются? И как на Вашу команду как на представителей азиатской школы влияют тренировки в европейской части России?
— Сказать, что методы разные не могу. Они не могут быть разными. Подходы к детям, допустим, могут быть разными. Хотим мы или не хотим, у каждой страны, я бы даже сказала, у каждой нации, есть свои определенные особенности. Азия есть Азия. Хотя я не могу сказать, что Казахстан — азиатская страна по нравам. Вот, допустим, у нас нет паранджи, и это большой-большой плюс. Для гимнастики нонсенс, когда нельзя в купальнике выйти. А у нас этих проблем нет.
Я больше бы сказала, что особенности разные у каждой школы. Школа зависит от руководителя. Если руководитель нацелен на результат, то работа идет более собранная, более концентрированная. Можно даже сказать, жесткая. Жесткая — это не значит, что кого-то бьют, жесткая — это более дисциплинированная. В этом я вижу жесткость. Она не предполагает расхлябанности и вольности.
Не каждая школа работает вот так. Некоторые просто организовывают детей, а дальше — что получится. Если мы не ставим вопрос результата, ничего не выйдет. То же самое и страны касается, ведь не все страны достигают высоких результатов. У них что другие люди, с другими ногами, с другими руками? Нет. Это не поставлена задача на результат.
Проблема в том, что после Советского Союза, когда мы работали в этой обойме, у нас были залы, базы. Сейчас у нас базы сборной нет. Это очень большая трудность. Говорят, что ее строят, но так давно говорят, что я сомневаюсь. Поэтому мы собираемся и уезжаем. Нас поддерживают, потому что государство не против, чтобы был результат.
— Галина Федоровна, скажите, происходит ли на таких выездных сборах обмен опытом между Вами и местными тренерами? В чем он проявляется? Как происходит взаимодействие с наставниками, работающими в Пензе?
— Да, мы в очень хороших отношениях. Я считаю так, обмен опытом — это значит, когда мы собираемся, встречаемся в конкретном зале, первая тема — гимнастика. И мы дальше обсуждаем, что такое гимнастика и результаты, естественно. Каким образом это достигается, что лучше, в каком возрасте. Каждый выкладывает свои проблемы, делится секретами, и мы делимся. Иногда, вроде, всем известно, что при травме надо делать, но есть какие-то мелочи, которые подскажут, каким образом пройти эту травму и не потерять многого. И вот все это мы обязательно обсуждаем. Это непременно.
— Расскажите немного о своей команде. Кто ваши подопечные, какие они? В чем их особенности? Также хотелось бы услышать от Вас, какими качествами нужно обладать сегодня, чтобы стать профессиональным гимнастом и добиться чего-то на этом поприще?
— Особенность заключается в том, что девочки-азиатки более мягкие, более семейные. Они не такие жесткие. А гимнастика современная очень жесткая, потому что надо работать много, надо рисковать, а риск — это прежде всего жесткий характер. Они не такие. И в этом заключается самая большая сложность.
У нас сейчас проблемы — я разговариваю с тренерами, и мы не можем найти причину. Очень много даже не травм, а именно, как мы говорим, болячек. Раз — ни с того, ни с сего заболело что-то. И дальше встает вопрос — откуда это? Конечно, сейчас мы первой называем экологию. Плохой состав продуктов питания, то есть не хватает кальция, не хватает где-то йода, сразу меняется обмен веществ, меняется состав вот этого материала строительного в костях, в мышцах. Идут какие-то непонятные надрывы мышц, порывы сухожилий, связок, и они очень плохо восстанавливаются. Очень долго. Вот эта вот проблема, я считаю.
Я думала, что это азиатская особенность. У Азии другая кухня. Это мясо и мука. Это большое количество теста. Без чая там вообще не живут, а чай без лепешки — это нереально. Но другие тренеры говорят, что тут то же самое. Вот тогда возникает вопрос — тут что-то не то. Вот это вот большая проблема. Очень большая. И здесь нужно очень-очень сильно медикам подключаться. И подключаться нужно очень грамотно. Узнать, откуда это, отчего и каким образом это остановить.
Ну и конечно, проблема у девочек чаще всего — это проблема веса. Вес дает внешний облик — она же должна быть стройная, эффектная. И вот эти все вопросы нужно решать.
Вообще, я считаю, что в любом виде спорта, если речь вести о результатах, первое условие — стержень. Если он есть, ребенка сразу видно. Он хочет быть первым, он лидер. Это первый основной фактор. Дальше, естественно, физические данные, психологические — это обязательно, потом координационные. В гимнастике, кстати, чем она плоха и одновременно хороша, очень многое нужно — и смелость, и координация, и сила всех мышечных групп, и скоростная сила, и подвижность суставов, естественно, растяжка, гибкость, прыгучесть, фактура и интеллект. И вот это все собрать очень сложно. Я не оскорбляю другие виды спорта, но это факт. И поэтому многие виды спорта понимают, что надо начинать с гимнастики. И вообще если спорт будет развиваться с гимнастики, то он быстрее будет дальше расти.
Некоторые родители ошибочно полагают, что если вам предлагают идти на гимнастику, то ребенка будут делать чемпионом. Нет, надо сначала его приучить к дисциплине. Из улицы вытащить в зал, в детский коллектив, в умение физически работать, в умении контролировать себя. А дальше идет развитие всех мышечных групп на основе игр, на основе здоровой конкуренции, эстафетных вариантов, потому что это дети, причем еще маленькие. Развивается смелость, чувство в воздухе, чувство пространства, координация — все, все, все. А дальше уже будем говорить о том, выйдет ли из него гимнаст и какого уровня. Опытный тренер сразу это видит, но все равно естественны ошибки. Но если брать абсолютный вариант, то видно, что этот ребенок пойдет вот сюда, а этот ребенок — вот туда.
Но самое главное — это ребенка вытащить с улицы и показать ему здоровый, нормальный образ жизни в детском коллективе.
— Насколько остро в Казахстане стоит вопрос о досуге детей? Действительно важно вытаскивать их с улицы в спортивные залы?
— У нас, к сожалению, говорят об этом только тренеры. Общество, даже я бы сказала, семья, когда я вот так начинаю говорить, возражают: «Вы не беспокойтесь, у нас папа очень строгий». Они не понимают, что он [ребенок] вот этого папу вокруг пальца обведет и уйдет на улицу. И папа даже ни сном, ни духом. Когда его вызовут в прокуратуру, вот тогда он только поймет.
Я думаю, что здесь ничего не поможет, пока человек глубоко не задумается, что такое улица, и что нужно ребенку. Ребенку нужен здоровый нормальный коллектив. Это обязательно.
— Галина Федоровна, какие тенденции, если они есть, царят сегодня в мире спортивной гимнастики? Расскажите, меняется ли в целом облик вида спорта со временем? И популярна ли сейчас спортивная гимнастика в Казахстане?
—Во-первых, тенденция не сиюминутна, она уже давно-давно пошла. Если раньше стремились к каким-то эффектным композициям, сейчас больший упор делают на трудность. Эстетика исполнения всегда была и будет в гимнастике. Но раньше как-то больше внимания отдавалось фантазии, и ценилось что-то необычное — в соединении, в исполнении. Потом как-то ушли от этого. Сейчас Нелли Ким, гимнастка, воспитанница казахской школы, как раз поднимает этот вопрос. Потому что в какой-то период пошел упор на сложность. Вопреки даже исполнительскому мастерству. Но гимнастика должна быть приятной зрелищно, приятной для зрителя. И зритель должен хотеть видеть ее.
Я думаю, что все поправится. То есть мы не можем показывать сложность как ведущий момент исполнения. Она должна быть легкая, эта сложность. Должна быть виртуозность, но она не должна быть тяжестью. И она, конечно, должна показаться зрителю очень легкой. Это очень тяжелый момент, и я не знаю, как сумеют это сделать, но вообще-то уже видны результаты.
В Казахстане спортивная гимнастика популярна, но родители более склонны отдавать в нее мальчиков. Здесь два фактора. Первый — это то, что Средняя Азия — мир мужской, а место женщины у очага, вот там и прыгай сколько влезет. И второе — это многодетные семьи, где девочка должна заниматься младшими братьями и сестрами.
У нас мужская гимнастика на очень высоком уровне сейчас. Я имею в виду постсоветское азиатское пространство. Но женскую сторону нужно всегда подтягивать. И государство, Назарбаев [президент Казахстана] в частности, когда ставит вопрос спорта, эту проблему тоже поднимает, она ощущается. В количестве детей в спортивных школах ощущается.
— Как влияет отсутствие в Казахстане собственной тренировочной площадки на мотивацию спортсменов? Разочаровывает их и создает дополнительные сложности или, наоборот, стимулирует добиваться своего, несмотря ни на что?
— Дело в том, что даже если бы у нас была база, мы бы все равно ездили. Это момент общения. Одно другого не исключает. Но если бы мы имели свою базу, мы могли бы принять кого-то у себя. То есть мы поехали раз, потом к нам приехали — вот это взаимопроникновение. Конечно, не всегда можно уехать в силу разных обстоятельств, допустим, идет подготовка к экзаменам, или не всех детей мы можем взять, кого хотим, потому денег хватает не всегда. Потом, допустим, если у нас своя база, мы все возрасты подтягиваем туда. Возможности увеличиваются.
—Галина Федоровна, и последний вопрос к Вам как к опытному наставнику, вырастившему плеяду успешных спортсменов. Как воспитать чемпиона? Что бы Вы посоветовали начинающим тренерам, которые хотят добиться успеха?
— Начинающему тренеру я бы посоветовала в основе своей работы ставить не подготовку чемпиона, а умение работать с детьми, «привязать» ребенка к спорту, к залу. А дальше — показать преимущество гимнастики. Это уже следующее. Вот ты сильный, вот ты ловкий, и вот ты именно в гимнастике. Потому что иногда такой способный ребенок, а, бах, и уходит в другой вид спорта. Если совсем уходит, значит, не был привязан к спорту, не понял изюминку.
Причем самое интересное, что тренер, да и вообще взрослый человек — внимательный и более-менее грамотный — видит возможности ребенка, его умение мыслить, его умение анализировать все это. И вот от этого же зависит дальнейшая деятельность.
У нас много тренеров, которые закончили технические высшие учебные заведения, экономические, юридические. И где-то лет в 30 они приходят, наконец, в спорт, потому что раньше занимались гимнастикой. Это не плохо, но это ошибки прошлого. Тренер в свое время не прочувствовал, не захотел. Нельзя быть безразличным к ребенку. Другое дело, насколько ты сможешь. Но ты должен хотеть этого. Вот это моя позиция.
— Галина Федоровна, спасибо Вам за интересную беседу!